Станислав Фоминенко: Домашняя студия звукозаписи.

 

                Самое сложное – начать. С чего же начинать, создавая студию у себя на дому? Каждый музыкант уже имеет какое-то оборудование и аппаратуру, поэтому исходить следует из собственных возможностей, в первую очередь финансовых, и соображений. Рассмотрим несколько вариантов “упаковки” домашней студии, которая позволяла бы создавать не просто демонстрационные MIDI и аудио файлы, а могла бы по звучанию вплотную приблизиться к профессиональному стандарту. Конечно, не следует наивно полагать, что качество домашних треков будет круче или хотя бы один в один как у тех профи-треков, что Вы считаете для себя эталонными, но на 7-8 по десятибалльной шкале наработать можно. Оговорюсь сразу: удовольствие это не из дешевых, с одним компьютером на звуковой карте за $20 и микрофоном за $10 вряд ли что получится. Приблизительный бюджет, при “выхлопе” реального CD Quality, выльется в 2-3, а то и $4.000, и это как минимум…

Компьютер в домашней студии среднего порядка, безусловно, является центральной фигурой, но хотя достаточно много операций производится на компьютере, потребуются определенные приборы, выполняющие свои функции куда более качественно, чем компьютер. В первую очередь это микшерские пульты и синтезаторы. Без клавишного MIDI-контроллера работа будет весьма тяжела, даже если у Вас руки под него не заточены. Подойдет компьютер: от Pentium I 166-200 MHz с 32MB оперативной памяти, более интересно: Pentium III, AMD Duron в 950 MHz и 256MB RAM. Абсолютно нормально - Pentium IV, AMD Athlon™ порядка 3GHz и 512-1024 MB dual DDR оперативной памяти. Более мощный процессор существенно увеличит производительность Вашей системы, установка же большого объема оперативной памяти даст возможность подключения максимального количества модулей обработки звука. Скорости и качеству их работы это тоже не повредит. Винчестер желательно иметь не менее 4,3 Gb и до упора, запас свободного места на жестком диске никогда не помешает. В среднем для профессиональной работы требуется два-три жестких диска, общей емкостью порядка 200-300 Gb. Необходимо иметь хороший CD-writer: ASUS, TEAC, Plextor, от него также будет зависеть качество Вашей продукции. Для хранения больших объемов архивов сэмплов, всяческих Backups, рабочих папок с файлами порекомендовал бы и/или DVD-writer, поддерживающий форматы UDF (для более, чем гигабайтных Файлов) и ISO Joliet (ASUS, NEC).

Несжатые аудио файлы (*.wav) вообще занимают очень много места, учитывая, что качественный звук *.wav начинается от 24bit - 44.1kHz. Даже при этих параметрах стерео аудиотрек продолжительностью в 2 минуты займет около 35 MB. А иногда приходится хранить несколько версий (порой до 50-ти при капризных клиентах) одного произведения, работать же со звуком, сжатым в mр3 – неизбежно терять качество. Мр3 – один из окончательных вариантов аудио продукции, разве что при архивации в 320 kbps – 48.000Hz (CD Transparent Audio) сохраняются почти все гармоники и абертона, и то – почти все: при переконвертации возможны искажения стерео-базы, гармоник, а, значит, и оригинального звучания. В данном случае я говорю не о файле готовой песни в *.mp3, а, например, о какой-то отдельной партии в аранжировке.  К тому же, звуковые редакторы при обработке *.mp3-файлов эффектами все равно автоматически переконвертируют их в *.wav. Если предполагается работа с *.sf2- звуковыми банками или программными сэмплерами (HALion, GIGA Sampler, Speed Soft Virtual, Sample Tank XL), памяти тоже потребуется немало – иногда до нескольких гигабайт. При работе с CD-дисками AKAI, VSTi Steinberg HALion будет создавать на жестком диске свои библиотеки, один только раздел (partition) AKAI займет от 50 до 150 MB. Это обусловлено тем, что тембры виртуальных сэмплеров в основном состоят из составляющих их *.wav или *.raw – файлов. Файл от GIGA sampler`а, используемый в HALion, допустим, для более разносторонней редакции тембра, будет представлять из себя в “разобранном” виде не что иное, как программный *.fxp-файл (патч), и два моно *.wav-файла, соответственно для левого и правого каналов, при воспроизведении файл звучит в стерео режиме. Множество таких патчей упаковывается в *.fxb-файл (банк). *.Sf2 – тембры профессионального качества (16 bit - 44.1 kHz) в среднем “весят” от 2-3 MB. Более 5-8 MB каждый занимают *.sf2 - мульти-тембра (multi-sound timbres), составленные из нескольких простых, или наборы банков звуков (сеты). Работать со звуками, находящимися на СD-ROM`е не всегда удобно, особенно в процессе подбора и поиска тембров, задача облегчается при чтении файлов с хард-диска, на что тоже требуется много пространства. Подробнее о звуковых форматах

          Звуковая карта, на которой возможна более-менее качественная обработка звука, должна поддерживать, как минимум, стандартные характеристики: 16 bit - 44.1 kHz, стерео. Начинать можно с простейшей Crystal Semiconductor за $8 – вполне серьезно – звук прозрачный, шумов мало, даже подобие 3D-Stereo Wide есть (но лучше его отключать на время работы), синтезатор, ясное дело – никуда не годится. Очень неплохо иметь Sound Blaster Live! 5.1, из недорогих плат эта – достаточно “рабочая”, поддерживает использование *.sf2-банков и имеет на борту 1024 тембра, включая GM\GS-set, а также большое количество аудио и MIDI – эффектов. Качество звуков внутреннего синтезатора, естественно, оставляет желать лучшего, разве что для MIDI-файлов общего назначения вполне приемлемо, а вот параметры обработки аудио до 16 bit – 48.0 kHz весьма повышают ценность платы, позволяя создавать более-менее качественные треки. Sound Blaster Audigy поглавней, конечно, своего предшественника, но имеет тот же существенный недостаток: при работе с внешним MIDI-контроллером большая задержка передачи сигнала. Оптимальный вариант: платы от MIDIman различных модификаций, стоимостью от $180 и выше. В этих платах поддерживается звук в 24 bit – 96.000Hz, качественный, чистый и плотный звук, цифровой вход/выход (S/PDIF), MIDI вход/выход, отсутствует задержка по MIDI при игре на внешней клавиатуре виртуальными инструментами компьютера, 36-битный обработчик сигнала (DSP), частотные характеристики: 22Hz-22.000Hz. Очень дорогие платы рассматривать не будем, это уже из разряда профессиональных студийных.

Запись вокала непосредственно со входа звуковой карты не дает хороших результатов, даже если карта оборудована микрофонным предварительным усилителем, хотя до сих пор существуют упорные экспериментаторы в этой области. Даже при наличии дорогой звуковой платы необходим микшерский пульт с подстройкой чувствительности сигнала (trim) и обязательно с эквалайзером, если, впрочем, речь идет не о музыкальных забавах. Микшерский пульт – крайне важный прибор в студии, и от его качества, а, значит, и стоимости, будет зависеть качество исполнения Ваших проектов. Пультов существует великое множество, конкретно посоветовать что-либо тут невозможно: у каждого свои представления о звуке и индивидуальные требования к аппаратуре. Общие принципы подбора следующие: наименьший уровень соотношения сигнал/шум на выходе (не хуже –80 – 95 dB, лучше -100dB), чистая, без дополнительной окраски, передача сигнала через пульт. Желательно наличие 2-3-х полосного эквалайзера (4 полосы – это уже очень хорошо, но требуют большого опыта в обращении). Профессиональный частотный диапазон: не хуже 20 – 20.000 Hz, те, что попроще – 50 – 15.000Hz.  Наличие разъемов AUX для подключения и регулировки уровня Send (посыла) и Return (возврата) внешних эффектов. Есть пульты со встроенными приборами обработки звука типа Generalmusic MiniPower или MiniSound. Количество входов – не менее 2-х моно и одного стерео, большее количество входов существенно облегчает работу с несколькими источниками сигналов, в частности с профессиональными звуковыми модулями и синтезаторами, имеющими несколько стерео выходов с разными независимыми эффектами, при одновременной записи “живого” исполнения и синтезаторной аранжировки или многоголосного пения. Приобретать лучше проверенные, хорошо зарекомендовавшие себя модели фирм, давно работающих на производстве подобного оборудования. Это примечание относится и к любой аппаратуре вообще. Наиболее известные микшерские пульты от Mackie (популярны VLZ 1202 и VLZ 1402), Roland, Inter-M (MX-880E и MX-642), Soundcraft, Behringer Eurorack® UB 502, UB 602, UB 802. Стоимость их, в зависимости от модификации, колеблется от $100 и выше, пульты этих фирм отвечают всем профессиональным характеристикам. Из недорогих (менее $100) пультов есть неплохой NADY SRM 6 Mixer. Можно с успехом использовать и DJ-mixers с подобными же характеристиками.

Чудесная альтернатива обычному микшерскому пульту – цифровые рабочие станции (Digital Studio Workstation), в первую очередь от революционеров и первопроходцев в этой области – Roland Corporation, и их последователей – YAMAHA и KORG Corp. Самый дешевый и вариант: Roland VS-880 ($400), дающий при умелом использовании практически студийный звук. Это и микшерский пульт на 8 моно или 4 стереопары с трехполосным эквалайзером, и цифровой магнитофон (общее время записи, в зависимости от частотных режимов, до нескольких часов). 300 внутренних эффектов: для голоса, гитар, ударных, искажения и преобразования звука (Lo-Fi Envelope, Pitch-bend, Robotics, Vocoder и т.п.), а также общего мастеринга. Аналоговый и цифровой in/out, SCSI-интерфейс, возможность архивации данных (Backup) на DAT магнитофон и многое другое. Подобные станции есть и и у KORG Corp. – это D1200mkII и D1600mkII.

Более дорогие, дающие реальный студийный звук рабочие станции: KORG D16XD, D32XD – пишут в *.wav 24bit-96kHz, 64bit микшеры и 56bit процессоры эффектов, сенсорные дисплеи и моторизованные фейдеры, подключаемый отдельно компьютерный дисплей, мышь. Roland VS-2400CD и Roland VS-2480CD имеют подобные основные параметры. Цифровые станции по удобству работы и качеству звука намного превосходят компьютеры, но:

Стоят они не одну тысячу USD каждый, и кроме записывания звука и его обработки не умеют ничего более. Посему, если завелись такие лишние деньги, гораздо практичнее будет увеличить мощность компа и приобрести профессиональную звуковую плату. Плюс в DooM III без проблем играть можно…

Микрофоны. Выбор огромен, цены – от $5 до $5.000 и более. Из наиболее дешевых, но вполне рабочих можно обратить внимание на Philips SBC моделей MD600, MD650, MD850, а также AKG 60 и AKG 65 (все – в районе $30-35). В пределах $50-80 стоят неплохие Byetone моделей VM85, VM95 и инструментальный IM29. Наиболее популярен многие годы кардиоидный динамический Shure SM58 (около $130) для вокала и инструментальный SM57. Пригодятся как для сценической работы, так и для студийной (в известных пределах, конечно). Классные вокальные микрофоны от Electrovoice - 757B, 767B (далеко за $200). В стационаре можно позволить себе более хрупкие и чувствительные конденсаторные модели, допустим, AKG S-1000, S-3000 с фантомным питанием, но это удовольствие под $300. А то и “самого” George Neumann GmbH TLM 193 или TLM 170 можно прикупить: $2.500-3.000. Перечислять можно долго, но, учитывая, что выбор микрофона (как и любой другой аппаратуры) – процедура сугубо личная, старайтесь обеспечить себе максимальный комфорт при пении. Ведь помимо микрофона тембр Вашего голоса преобразует эквалайзер и процессоры обработки, включая микрофонные симуляторы, а далее – звуковая плата и эффекты компьютера. Учитывая все это, и выбирайте микрофон, дело не в цене, а в мастерстве использования.

Синтезатор, тон-генератор или звуковой модуль – приборы, дающие понять, что такое настоящий электронный звук. На данном этапе развития компьютеров и аксессуаров к ним, в домашней студии лучше настоящего синтезатора только настоящий синтезатор. Некоторые профессиональные студии звукозаписи с неограниченным бюджетом могут позволить себе работать исключительно с компьютерными сэмплерами, виртуальными синтезаторами и программами-имитаторами типа Virtual Guitarist от Steinberg или Total Bass Module Trilogy фирмы Spectrasonics. Однако, параметры самих компьютеров далеки от среднестатистических, да и звуковые платы под $1000 и более. Но даже в таких студиях окончательный мастеринг пока невозможен без “железных” приборов и реальных микшерских пультов. В домашних же условиях неплохое сочетание дает использование хотя бы одного внешнего синтезатора, используемого для базовой окраски аранжировки и придания плотности и четкости звуку плюс “навесные” дополнительные тембра или эффекты от компьютерных синтезаторов, VSTi-DXi-инструментов, программных сэмплеров и т.п. У компьютерных синтезаторов, безусловно, очень много плюсов, прежде всего – в их гигантском количестве, возможности выбора и доступности каждому. Однако, при одновременном задействовании нескольких тембров сразу теряется окраска, ясность и отчетливость звука, крайне возрастает нагрузка на CPU, вплоть до сбоя в программе или “зависания” не очень мощного компьютера. На средней мощности компьютерах, использовать эти синтезаторы приходится очень осторожно. “Железный” синтезатор никогда не “виснет”, а если и “виснет” иногда у некоторых, то сброс параметров (Reset) производится моментально. Real синтезатор хорошо звучит даже в сложных композициях (речь, подчеркну, о не самых дешевых моделях), и всегда готов выполнить все то, что указано в инструкции по применению. Разнообразнейшие модели предоставляют такие монстры аудио индустрии, как KORG Corp., Roland Corp., YAMAHA, Alesis, E-mu (Ensoniq), Oberheim, Kurzweil. Цены – от $300-400 (рэк sound module Roland JV-1080 – немного устаревшая, но исключительно профессиональная машина с возможностью установки 4-х супер современных карт расширений, 6 выходов, 40 независимых эффектов) и за $1000 (различные рэки от E-mu: Proteus2000, Orbit 3, Mo`Phatt, Planet Earth, Virtuoso 2000, X-treme Lead 1 - на все вкусы и приверженности стилям). Район за $2.000 и гораздо выше: KORG Karma, KORG PA-1Х, Roland Fantom, Roland XV-5080, многочисленные модификации Kurzweil.

Из тех, на чем имел возможность работать сам, могу отметить: Alesis QS-6 (шикарные Space, Unreal звуки), KORG DS-8, M-1, N-5 (идеален для партий секвенсора, bass-line, отличные strings и pianos, много SFX`s), рэк KORG Wavestation SR (классные drum sets, leads, pads) – этот инструмент входит в набор KORG Legacy Collection как VST-инструмент. Интересен рэк Planet Phatt от E-mu Systems – для альтернативной и танцевальной музыки, лучше него только Mo`Phatt. Классически сделаны Roland XP-50 и XP-80, RS-5, E-86 (с автоаккомпанементом), модули JV-880, JV-2080 и ХV-5080, дополнительная палитра Expander`ов (дополнительных плат с тембрами) делает их звук поистине уникальным. Синтезаторы YAMAHA SY-99, CS6R и нестареющий DX7-IIFD – весьма серьезные машины для современной музыки, обладают ярким, мощным звуком и многоплановыми сетами тембров. Сейчас эти модели далеко не последние, поэтому не особенно дорогие: в пределах $1.000, они могут быть интересны в плане своих возможностей, к тому же являются полностью профессиональными приборами для синтеза звука.

Не забывайте о качестве соединительных шнуров любых назначений: аналоговых (Audio или Analog Cable), цифровых (Digital), оптических (Optical), коаксиальных (Coaxial) и MIDI-кабелей, бережно обращайтесь с ними, избегайте надрывов и перегибов. Для аналоговых шнуров обязателен хороший экран и плотная оплетка, не экономьте на “левых” jacks, RCA, XLR, TRS и других разьемах – все это дает лишние помехи и посторонние шумы. Потратив сотни долларов на оборудование, можно свести на нет работу хорошей аппаратуры за счет плохой, “грязной” коммутации.

Звуковые мониторы. Принципиальное их отличие от обычных бытовых колонок состоит в том, что они абсолютно не приукрашивают звук. Какой сигнал идет с источника, таким он и должен быть слышен. На аудио центрах сплошь и рядом заманчивые словечки типа: 3D Space Sound, Intelligence (“умный”, вроде как) Equaliser, Multi-Stage Noise Shapping (прорисовка формы волны и “тихие” шумы), XBS (Extra Bass) System, Superior Subwoofer и т.д. и т.п. Согласен, что если все это сразу включить – будет very cool, но: только на готовых записях, сделанных в студиях. И если все навороты отключить, то звук в принципе будет немногим хуже, а иногда и лучше, без искажений. Когда же трек находится в стадии изготовления, необходимо слышать истинный сигнал безо всяких помех. Для этого и существуют мониторы. Они бывают ближнего (для малых помещений, квартир) или дальнего поля (для студий), пассивные и активные (со встроенным усилителем). Как правило, никаких ручек и регуляторов на них нет, за исключением тех, что дают возможность опытным user`ам добиться нужного баланса и тон-компенсации в определенном помещении. На некоторых активных моделях встроены светодиоды указателей перегрузки сигнала. Ценовая категория – от $150 до $2.500 и выше.

 

Далее                                                                                        Home Page

 

Hosted by uCoz