MIDI Controllers

Станислав Фоминенко: MIDI-клавиатуры.

 

MIDI-контроллером может быть любое устройство, имеющее MIDI-интерфейс – клавиатура, синтезатор, электрогитара, скрипка со звукоснимателем, электробаян и т.п. MIDI-интерфейс позволяет подключить Ваш контроллер к компьютеру. С помощью любого музыкального редактора появляется возможность нотной записи и последующего сохранения произведения. Рассмотрим наиболее распространенные и удобные контроллеры – клавиатуры. MIDI-клавиатура не имеет собственных тембров и работает только в паре с каким-либо генератором звука или компьютером, в отличие от синтезатора, имеющего internal-банки звуков и потому вполне автономного. Некоторые синтезаторы – в просторечии “самоиграйки” – имеют также устройства автоаккомпанемента, а в профессиональные рабочие станции и синтезаторы могут быть встроены секвенсоры и\или арпеджиаторы. На сегодняшний день существует достаточно много фирм-производителей MIDI-клавиатур (MIDI-keyboards), называемых еще MIDI-контроллерами (MIDI Controller) или, что несколько ошибочно - MIDI-триггерами. MIDI-клавиатуры появились в результате стремительного развития международного стандарта MIDI – Musical Instrument Digital Interface, позволяющего разрешить проблему  общего управления и синхронной работы нескольких устройств, и, что немаловажно, воспроизводить универсальные General MIDI-файлы (*.mid) на любом синтезаторе или компьютере с поддержкой этого стандарта. Изобретателем GM (General MIDI) – цифрового музыкального стандарта, включающего в себя 128 наиболее употребительных тембров является японская корпорация Roland. Впоследствии стандарт был модернизирован, спектр звучания расширился далеко за границу 500 тембров (параметры выбора тембров при одном и том же значении Program Change изменяют Bank Select MSB и Bank Select LSB, контроллеры 0 и 32), девяти drum-sets, всегда назначаемых на 10-й трек, и получил название GS. YAMAHA Corporation не захотела признавать лидерство Roland в этой области и изобрела свой, хотя мало чем принципиально отличающийся стандарт XG (eXtended General). В XG возможно добавление трех MIDI эффектов одновременно (у Roland GM два основных: Chorus и Reverb), добавлены функции изменения яркости тона (brightness), его огибающей (envelope), а также и резонантных фильтров. Более 480 тембров XG выставлены в несколько ином порядке и в Program Change Controller имеют значения от 1 до 128, а не 0-127 как в GM/GS Roland`а. Продукция этих фирм наиболее распространена на российском рынке. Менее известны у нас подобные устройства фирм Casio, MIDIman, Evolution, MIDITECH, Fatar. Аппаратура от Oberheim, E-mu (Ensoniq), Doepfer и Kurzweil достаточно дорогая и потому недоступна пользователю среднего уровня. Для справки в скобках будет указана приблизительная стоимость моделей.
          Развитие компьютерных технологий и сложная студийная работа с несколькими звуковыми модулями или тон-генераторами привели к созданию отдельных клавиатур для удобства управления рядом
MIDI-устройств. В отличие от синтезаторов, управление с MIDI-клавиатур организовано несколько иначе, поскольку сама клавиатура не имеет внутренних тембров и предназначена исключительно для коммутации, контроля и управления другими MIDI- устройствами. Контроль за параметрами осуществляется, как правило, непосредственно с помощью клавиш, поверх которых нанесены названия контроллеров, дополнительных слайдеров, кнопок, модуляторов pitch-bend и modulation whell (т.н. “колес” или комбинированных joystick`ов - рычажков). Все модели одинаково удобны в работе как с персональным компьютером, так и с профессиональным студийным оборудованием. Механические качества хорошей MIDI-клавиатуры ничем не отличаются от качества исполнения профессионального синтезатора. Это обусловлено тем, что кроме панели управления и собственно клавиатуры в контроллере ничего нет. Поэтому фирмы уделяют клавишному ряду особое внимание.

Большинство функций различных MIDI-клавиатур одинаковы. Roland, на правах изобретателя, дополнительно включает в свои модели возможность управления эффектами Chorus и Reverb (контроллеры 91 и 93), aftertouch (т.н. эффект «посленажатия») и удобство доступа к GM\GS\ GM2. YAMAHA обычно “подгоняет” средства управления под свой XG- стандарт. Поскольку многие могут быть незнакомы с техническими характеристиками, обращайте внимание на следующие параметры.

Количество октав (3-8) и, соответственно, клавиш: 32-49-61-76-88. Для работы с компьютером в домашней студии вполне достаточно 3-х - 4-х октавной полноразмерной (full-sized) клавиатуры в 32-49 клавиш. Для достижения дополнительного исполнительского комфорта, более тонкой и многосторонней регулировки подойдет 5-октавный MIDI-контроллер в 61 клавишу. 76-ти и 88-ми клавишные контроллеры будут уже из разряда профессиональных, с имитацией свойств фортепианной клавиатуры и имеют весьма высокую стоимость. Бывают также контроллеры с мини-клавиатурами (mini keys), в 2/3 обычной клавиши, удобны для детей или при недостатке рабочего места. Кроме уменьшенной клавиатуры у таких контроллеров нет никаких существенных отличий от стандартных.

Наличие функции aftertouch и активность клавиш (velosity sensitive), т.е.: будет ли звук более громким при более сильном ударе по клавишам – как при игре на фортепиано - это главные критерии, от которого будет зависеть цена изделия. Активные, чувствительные к нажатию клавиш, контроллеры подразделяются на несколько категорий: полувзвешенные, с грубой регулировкой (semi-weighted), более точные синтезаторного типа (synth-weighted). Далее идут т.н. взвешенные клавиатуры фортепианного типа, но с электронной настройкой (full-weighted piano type) или молоточкового, почти идеально имитирующего ощущение игры на фортепиано (hammer action mechanism). Это наиболее дорогие модели. В большинстве случаев функция velosity sensitive подстраивается по желанию. Почти все современные клавиатуры являются активными, хотя есть и non-weighted (неактивные) контроллеры.

Кроме силы удара по клавише существует понятие силы давления на нее после взятия аккорда или отдельного звука (aftertouch). Наличие этого эффекта значительно расширяет свойства тона. Aftertouch задействует дополнительные функции управления звуком: усиление громкости звучания (фильтр VDA), добавление вибрации (VDF LFO Modulation), изменение частоты резонанса (фильтра VDF) - часто используемый эффект в progressive house, techno, acid, trance music. Также: lesli-эффект (имитация вращающихся динамиков) для органных тембров, смещение уровней фильтров подстройки высоты тона и скорости этого смещения: соответственно - pitch LFO intensity и pitch LFO speed. В первую очередь используется для сложных синтезаторных звуков – прежде всего Pad-тембров, т.н. “подкладок” для придания аранжировке плотности или добавления “воздуха” - air-breathe. Помимо этого aftertouch необходим для имитации эффекта гитарных flageolet`ов, создания скрэтчей (scratches), а также функции обратной связи (feedback) и многих других эффектов, в корне изменяющих структуру основного звука.

Большинство клавиатур имеют специальные органы управления, которые в процессе игры (в real-time) позволяют моментально изменять любые параметры звука, например громкость или панораму звучания. Обычно они представляют собой множество фейдеров, слайдеров, кнопок (trigger`ов), “колес” модуляции или joystick`ов: в данном случае – чем их больше, тем полнее контроль. Pitch-bend модулятор служит для изменения высоты тона (в пределах от одного до 24 полутонов) и часто используется при исполнении соло, имитации гитарных партий и для создания FX-треков. Modulation Wheel (колесо модуляции), предназначено для создания эффектов вибрации или активации генератора фильтров LFO и VDF в различных режимах. С его помощью достигается  “оживление” статичных тембров, изменение стерео базы и панорамы, периодические изменения огибающей тона, включая резонантные фильтры и блоки усиления динамики тона (VDA). Modulation Whell является универсальным контроллером, переназначаемом на любые другие доступные в программном синтезаторе или рэковом модуле функции. Естественно, сама клавиатура не может воспроизвести ни одного из эффектов - она только передает MIDI-сообщение. Roland и KORG вместо “колес” используют джойстик, выполняющий обе функции – Pitch Bend и Modulation. Слайдеры и/или фейдеры также могут быть настроены на передачу самых различных сообщений MIDI. И хотя любой MIDI-секвенсор, как и компьютерная программа, позволяет легко прописывать нужные параметры, делать это во время игры иногда удобнее. Важно наличие кнопок переключения номеров звуковых банков (Bank Select и Program Change) и номера MIDI канала - функция, позволяющая указывать, по какому каналу MIDI следует передавать команды (по умолчанию – 1-й канал).

Транспонирование (сдвиг звуковысотного положения) клавиатуры на одну-две октавы вверх и вниз – также нужная функция, особенно для моделей с небольшим числом октав. Некоторые клавиатуры допускают транспозицию на любое количество полутонов, что помогает при игре в “неудобной” тональности, допустим, с большим количеством знаков в ключе.

Возможность деления клавиатуры на зоны с разными независимыми тембрами и настройками (split), в некоторых клавиатурах есть также функция Layer. Layer, в некоторых моделях эта функция носит название Merge, это смешение нескольких разноплановых тембров в один, насколько позволяет полифония тон-генератора. Полифония – количество одновременно звучащих тонов (voices) при воспроизведении аранжировки, в стандартных моделях обычно не менее 64-х голосов, плюс наличие исполнительского блока Perfomance, дающего возможность запоминания 16-ти или 32-х трекового сета без установки его значений в MIDI-редакторе.

Наличие LSD или LED-дисплея для удобства визуального контроля за производимыми операциями.

Число MIDI In\Out\Thru для подключения не только к компьютеру, но и к внешним секвенсорам, тон-генераторам, рабочим станциям и т.д.

Возможность подключения педалей Sustain (Hold) и/или Foot switch с назначаемым параметром. Почти все клавиатуры оснащены разъемами для подключения педалей. Sustain (у некоторых фирм Hold или Release) имитирует правую педаль фортепиано, т. е. продлевает звучание тона после снятия рук с клавиатуры. Бывают двух видов: работающих на размыкание или замыкание контакта. В дорогих моделях клавиатур режим полярности можно изменять. Незаменимая педаль для исполнения партий фортепиано и электропиано (Rhodes, Wurlitzer, Grand Piano, Stage и т.п.), имитаций гитарного аккомпанемента, создания фантастических синтезаторных картин, наслоения шумовых и иных эффектов (SFX). Педаль громкости по стоимости обычно дороже Sustain, использование ее требует особых навыков и очень оживляет динамику инструментов, прежде всего органов и духовых. В студийных моделях выход педали может переназначаться на контроллер Expression, регулировку уровней посыла на выбранный эффект, изменять панораму. Педали являются дополнительными (Optional) изделиями и могут не входить в поставляемый комплект синтезатора или MIDI-контроллера, особенно недорогих моделей.

MIDI-контроллеры последних модификаций: Roland Edirol PCR-30 и PCR-50, MIDIman- клавиатуры серии М-Audio: USB Keystation 49, Oxygen 8 USB Controller, Radium 61(от $240), могут подключаться непосредственно к USB-порту. MIDI-порт для USB-контроллеров не требуется, программное обеспечение прилагается к клавиатурам.

Roland Edirol PCR-50 – одна из последних разработок фирмы. Самый продвинутый из относительно дешевых персональных USB-MIDI контроллеров. Позволяет осуществлять беспрецендентный многосторонний контроль. 49-ти клавишная активная панель, 8 назначаемых регуляторов (knobs) для изменения частоты звука (cutoff frequency), резонанса, панорамы, темпа. 8 назначаемых фейдеров для функций уровня громкости, экспрессии, посыла на эффекты. 9 назначаемых кнопок (buttons) для Program Change, Bank Select, заглушки (mute) трека, функций старт/стоп. Подключаются педали Sustain и Expression. MIDI In/Out, joystick pitch bend и modulation, 15 пользовательских и один заводской презет базовых установок параметров, поддержка контроля недоступных на многих клавиатурах параметров RPN, NRPN, SysEx (системных эксклюзивов), питание от порта USB. Edirol PCR-30 снабжен теми же функциями, но имеет 32 клавиши.

Очень интересен M-Audio Ozone 8 USB Controller Keyboard (от $340) -первый в мире гибрид USB-MIDI, 25 клавиш, 8 программируемых контроллеров, “колеса” modulation и pitch bend, встроенный 24 bit, 96 kHz USB предварительный усилитель (preamp) с фантомным питанием. Линейный In/Out, AUX (auxiliary) – send, выход на стереонаушники. M-Audio Oxygen 8 (от $140) тоже из нового поколения MIDI-контроллеров, разработанный с учётом множества требований создателей электронной музыки. Поддерживает управление любого из 8 назначаемых MIDI-параметров и Data Entry слайдера. При сложной работе с  программными синтезаторами появляется необходимость в управлении большим числом параметров и функций. Ранее приходилось осуществлять большинство настроек с помощью мыши - процесс крайне трудоемкий, в частности, для создания и редактирования drum-треков. Oxygen 8 в real-time позволяет управлять любыми из 8 параметров и прописывать треки ударных, добавляя при надобности необходимые эффекты. Мгновенное осуществление настроек дает большую свободу для экспериментирования. Клавиатура имеет 8 назначаемых MIDI-контроллеров, один назначаемый слайдер, MIDI-интерфейс на 16 каналов для обмена MIDI-сообщениями с компьютером через высокоскоростной порт USB, активную 25-клавишную MIDI-клавиатуру, “колеса” модуляции. Питание осуществляется через USB-порт, альтернативное питание от адаптера или батарей. USB Keystation 49 (от $160) 4-октавная активная MIDI-клавиатура со схожей спецификацией. Дополнительно имеет разъемы для подключения педали Sustain, MIDI Out, разъем USB-интерфейса. Функции: сдвиг на октаву, транспозиция, переключение программ, переключение MIDI каналов и банков. Переназначение режимов Data Entry осуществляется прямо с клавиатуры кнопкой MIDI/Select.

Среди хорошо зарекомендовавших себя традиционных MIDI-моделей, хочется отметить Roland A-33 (от $450) выпуска 1998 года, до сих пор имеющего многочисленную армию поклонников, и его последнюю модернизацию: MIDI Master Keyboard A-37 (от $550) - студийные контроллеры фортепианного типа со “взвешенной” (synth-weighted keys) клавиатурой. Оба - с функцией Velocity-sensitive, позволяющей изменять чувствительность нажатия клавиши в соответствии с Вашими предпочтениями. Имеют совмещенный joystick Modulation Whell и Pitch Bend, назначаемый Data Entry slider, транспозицию (смещение) по октавам, Perfomance на 32 патча (в А-37 уже на 128), Split и Layer функции, два MIDI Out, MIDI In и MIDI Thru, два разъема для педалей Sustain (Hold) и Expression (Foot Switch), питание от сети и от батареек. A-37 также поддерживает новый стандарт GM2 и имеет функцию поканального независимого Aftertouch (посленажатия). Socket MIDI Thru существенно расширяет количество одновременно задействованных MIDI- устройств. Предусмотрено и прямое управление секвенсором через кнопки Start/Stop. Работая с различными GM/GM2/GS/XG звуковыми модулями, а также некоторыми другими программными или внешними рэковыми и полными синтезаторами, можно изменять оттенки звучания инструментов, переключаясь между ними при помощи клавиши CC00. Возможность запоминания установок Perfomance в патчах – очень полезная и удобная функция. Тембра можно предварительно рассортировать по программам (аналогично Program Change и Bank Select – функциям), оттенкам звучания (контроллер 71 - harmonic, 72 – release, 73 – attack, 74 – brightness, 75 – decay) панораме (контроллер 10), балансу (контроллер 08), громкости (контроллер 07), экспрессии (контроллер 11). Установить величину посыла на эффекты Chorus и Reverb (контроллеры 91 и 93), необходимые Split-разделения или Layer-смешивания тембров, выбрать нужные MIDI-каналы. В дальнейшем, подключив MIDI-контроллер к  компьютеру или звуковому модулю, можно выбирать любой из созданных Вами патчей непосредственно во время воспроизведения. Обе модели – серьезные координаторы многоуровневых студийных MIDI-систем, способные качественно управлять большим количеством оборудования.

Модель Roland AX-7 тоже из новых, имеет дизайн легендарного AX-1 из серии “навесных” клавиш, внешний вид которых чем-то напоминает гитару и располагается непосредственно на теле исполнителя – через плечо. Удобен для экспансивных исполнительских натур, да и на сцене убойно смотрится. Активная 45-нотная клавиатура в основном предназначена для bass и solo line именно ввиду своего размещения. Имеет интуитивный LED дисплей и 5 real-time контроллеров: Data Entry knob, Touch Controller, Expression Bar, Hold button and light-sensing D-Beam, 128 патчей с возможностью сохранения (backup) посредством MIDI, 2 MIDI зоны для независимого контроля левого и правого тембров в split-режиме, поддержка “родных” GM2 и GS-стандартов.

Из известных моделей попроще - Roland PC-180 и PC-200 MK II (в районе $200) - 49-ти клавишные, активные, с возможностью выбора MIDI канала для передачи. Переключение октав (две октавы вверх, две вниз), Joystick изменения высоты тона и модуляции. Программируемый слайдер для оперативного контроля MIDI-событий, включая громкость, Panpot (уровень панорамы), Aftertouch, Keyboard Velosity Curve (уровень активности), Reverb и Chorus Send Level (уровни регулировки реверберации и хоруса). Поддерживают GM/GS формат. MIDI Out, разьем педали Sustain. Еще проще? Roland PC-160A: 32 клавиши, активный, с функцией aftertouch, без дисплея, что слегка затрудняет работу. Joystick как у большинства Roland`ов, один назначаемый слайдер, MIDI Out и выход на педаль Sustain. Осуществляет все необходимые MIDI операции и поддерживает практически все контроллеры, отвечающие за изменение параметров, включая эффекты. Все три клавиатуры оптимизированы для работы с GM/GS и могут управлять секвенсорами при помощи кнопок Start/Stop. Точные регулировки тембровой окраски изменяет клавиша СС00.

Итальянская фирма Fatar предлагает пользователю немало разнообразных контроллеров стоимостью от $99 (37-клавишный, неактивный, с полным отсутствием средств управления, но отличной механикой Studio 37) до $900 и выше, включая StudioLogic MP-113 за $300 - активную MIDI клавиатуру для игры ногами в 1 октаву с полноразмерными клавишами педального типа, имитирующими органную клавиатуру! По техническому оснащению модели очень схожи, разница, в основном, в количестве октав и разделяемых зон, внешнем исполнении и разнообразии регуляторов. Из доступных на российском рынке моделей, самые распространенные – это 4-х октавный CMK-149, 5-ти октавные Fatar StudioLogic 61(от $260) и StudioLogic 161(от $310). Модуляторы pitch bend и modulation в форме двух прорезиненных “колес”, один может переназначаться на любой доступный контроллер, два разьема для педалей, функция транспозиции, два MIDI Out. Есть варианты покруче: StudioLogic–880 ($850) со взвешенной клавиатурой (weighted piano type keyboard) и молоточковым механизмом, 88 клавиш. Aftertouch, Velosity sensitive, 2 “колеса” модуляции, 4 разделения клавиатуры на зоны с разными тембрами, два MIDI Out, разьемы для педалей Sustain и Expression. Хорошая “фортепианная” динамика.

TerraTec MIDI Master Pro (от $180) – немецкая 4-х октавная активная клавиатура. Имеет два “колеса”, программируемый слайдер, дисплей, функцию транспонирования на октаву вверх/вниз, средства переключения звуков и банков,  MIDI Out, разьем для Sustаin-педали.

YAMAHA CBX-K1 (от $180)– интересная модель с 37-ю клавишами уменьшенного размера, активная, но “невзвешенная” клавиатура. Имеет два “колеса”, функцию транспонирования на октаву вверх и вниз, переключает программы и банки звуков, MIDI-каналы, разьем для педали Sustain, MIDI Out. Очень миниатюрная “карманная” клавиатура, имеющая тем не менее все функции полноценных контроллеров. Расширенная поддержка стандарта XG. Имеет также модификацию CBX-K1XG, в которую помимо всего прочего вмонтирован XG-синтезатор (аналог DB50XG) и небольшие колонки. YAMAHA CBX-K2 уже full-sized keys версия в 49 клавиш. Те же функции плюс LED-дисплей и MIDI In. Есть также клавиши управления Start/Stop, Continue, Tempo, возможность выбора песни из секвенсора. Клавиатуры не делятся на зоны и не имеют функции aftertouch.

Основное преимущество отдельных MIDI-контроллеров от синтезаторов в их невысокой стоимости, возможности использования с практически любыми внешними тон-генераторами, сэмплерами и звуковыми модулями, которые достаточно быстро устаревают в тембральном плане. Да и стоимость рэковых модулей значительно дешевле аналогичных моделей синтезаторов. Развитие компьютерных технологий позволяет дополнительно задействовать большое количество программных синтезаторов: VSTi, DXi, standalone, т.е. работающих как самостоятельные программы, версий, *.sf2-банков, сэмплов от AKAI и Giga. Появляется возможность использования массы качественных звуков для создания своих произведений, необходима только внешняя управляющая панель: MIDI-клавиатура. В домашней низкобюджетной студии, где компьютер иногда является единственным средством для извлечения звука, MIDI-контроллер может оказаться очень удобным устройством при работе с большим количеством инструментальных plug-ins в различных редакторах.

 

 

 

 

 

 


 

 

 



Hosted by uCoz