Станислав Фоминенко: Восстановление архивных записей.

 

            С развитием новых компьютерных технологий появились и новые способы сохранения аудиоинформации. Прежде всего это CD-аудио и mp3-технологии звукозаписи. Нередко требуется сохранить любимые мелодии, редкие и архивные записи, находящиеся на виниловых дисках, магнитофонных бобинах и кассетах, которые уже почти невозможно нигде приобрести. Иногда надо переписать на другой носитель и очистить от шумов записи, находящиеся на видеокассетах (VHS). Попробуем решить эту проблему с помощью домашнего компьютера.

            Прежде всего постарайтесь найти как можно более качественно воспроизводящее звук устройство. Должен быть хороший бобинный магнитофон или кассетная дека. Очистите ферро-магнитные (звуковоспроизводящие) головки магнитофона от возможной пыли и налета пленочной крошки. Наиболее доступный способ – с помощью спички с ватой, слегка смоченной спиртом, водкой, но не одеколонами, содержащими различные масла. Дайте просохнуть. Если это проигрыватель или дека для виниловых дисков, отрегулируйте тонарм так, чтобы игла его еле касалась поверхности диска, но при этом не соскальзывала, и звук был наиболее плотным, без высокочастотных искажений. Подобная регулировка тонарма позволит воспроизвести с максимальным качеством даже очень “запиленные” пластинки. Регулируют тонарм с помощью противовеса, находящегося у его крепления к деке. Протрите пластинку мягкой тряпкой, если на ней много царапин – мягко и осторожно промойте ватой, смоченной в одеколоне. При подключении к компьютеру используйте линейный выход (line-out) проигрывателя, он специально предназначен для подобного рода операций. Если линейный выход отсутствует, можно воспользоваться выходом на стереонаушники. Используйте качественные соединительные шнуры, лучше кабельные с маркировкой «audio», заводского производства, с хорошим экранированием (оплеткой) - это поможет Вам избежать дополнительных помех при перезаписи. Подключайтесь к линейному входу (Line-in) компьютера. В регуляторе громкости Windows98SE в разделе: Параметры> Свойства> Запись установите флажок у фейдера Line-in. Проверьте также, снят ли флажок у Line-in в секции Play Control (иначе Вы не сможете услышать входной сигнал), и флажок Wave/Direct Sound в Play Control для прослушивания сделанной записи. В WindowsXP в разделе Панель управления> Звуки и аудиоустройства> Аудио> Запись звука, должна быть выбрана модель Вашей звуковой платы. Перезапись звуковой дорожки непосредственно с видеомагнитофона более немногим более сложна. Потребуется шнур с разъемом RCA (на сленге – «колокольчик») на одном конце, подключаемый к выходу audio-out видеомагнитофона. На другом конце шнура для подавляющего большинства звуковых карт требуется mini-jack. Даже при наличии стерео входа на компьютере, запись будет возможна только в моно режиме. Для записи с видеомагнитофона, подключенного к телевизору, нужен соединительный шнур типа mini-jack> mini-jack. Можно воспользоваться выходом телевизора на стереонаушники, однако, в этом случае получится pseudo-stereo запись, т.е. два одинаковых моно трека, собранных в единый, как бы стерео (отсюда и название: псевдо-стерео). Если же  у Вас видеомагнитофон имеет стереовыход, то RCA-разъемов должно быть два, записанный файл получится, соответственно, стерео. Помните, что видеокассета с лейблом «стерео», воспроизводимая на монофоническом видеомагнитофоне даст при переписывании моно-файл, даже если Вы пишете с выхода стереонаушников телевизора с поддержкой стерео звучания. Профессиональные звуковые карты имеют RCA разъемы на audio-in; audio-out и возможность передачи цифрового сигнала в обе стороны (S/PDIF - "Sony/Philips Digital Interface Format").

            Запустите на компьютере программу, в которой будет производиться запись. В принципе, это может быть любая программа, хоть “Звукозапись” из соответствующего раздела стандартных Windows-программ, поскольку в момент записи существенно влияют на нее только характеристики звуковой платы и драйверов к ней. Не включайте никаких plug-ins, добавляющих эффекты в момент воспроизведения музыки, отключите EAX- систему и все, что мешает услышать “чистый” линейный сигнал. Некоторые установочные диски для звуковых плат содержат софт для записи и легкой обработки звука, они просты в работе, но далеки от совершенства и грамотный мастеринг на них не сделать. Для дальнейшей обработки желательно использовать хотя бы несложные Steinberg WaveLab Lite или Steinberg Clean 4.0. Это нормальные полупрофессиональные редакторы, которые без особых усилий (но и без супер-качества, разумеется!) помогут избавиться от явных шумовых раздражителей и сохранить Вашу запись на CD. Для более детально интересующихся проблемами шумоподавления и архивации можно порекомендовать Syntrillium Cool Edit Pro 2.0, Sonic Foundry Sound Forge 6.0x, Steinberg WaveLab 4.0x, Steinberg My Mp3 Pro 4.0, MAGIX Samplitude 7 и 8х, а также и аналогичные мощные редакторы. Очень удобно работать в Sonic Foundry Vegas Video 4.0x и Sonic Foundry ACID Pro 4.0.  Все профессиональные программы для работы со звуком имеют хорошие системы для удаления шумов (Noise), шипения (Hiss), потрескивания (Crackle) и щелчков (Click). Если же не будут устраивать внутренние системы обработки звука, можно использовать добавочные DirectX plug-ins, в частности, отлично зарекомендовавшие себя Sonic Foundry Noise Reduction 2.0х или набор от Steinberg ME: DeClicker + DeNoiser + DeCrackler.

            При включенном в режим воспроизведения магнитофоне, видеомагнитофоне или виниловой деки, отрегулируйте положение монитора уровня записи (Monitor Record Level) таким образом, чтобы уровень сигнала не превышал отметки 0dB, лучше немного меньше, порядка (-3dB). Это можно сделать с помощью панели – Запись> Line-in в регуляторе громкости Windows или в контрольной панели управления Вашей звуковой платы. На воспроизводящем устройстве ручка громкости или фейдер уровня выходного сигнала должны находиться в положении не меньшем, чем на ¾ от максимальной громкости, при очень тихих и поврежденных записях – на максимальной. Это даст Вам наилучший сигнал без искажений и с хорошей передачей частотного спектра. Помните, что на разных отрезках произведения может быть разный уровень громкости, ориентируйтесь по высшему пику, что позволит избежать перегрузки в записи. Для более качественного звучания (особенно, если Вы используете не очень дорогие звуковые платы) в Пуск> Настройка> Панель управления> Мультимедиа> Аудио> Дополнительно> Быстродействие установите фейдер частоты дискретизации в крайне правое положение.

Установите в аудио редакторе параметры создаваемого трека. Они зависят от спецификации звуковой платы, желательно не менее 44.100 Hz – 16 bit, stereo. Лучше – хотя бы 48kHz при 16 bit, профессиональные параметры для перезаписи (re-recording) и последующего пост-мастеринга: 24-32 bit – 96kHz, иногда и 192kHz. Нажмите клавишу или кнопку записи в программе, включите внешнее устройство воспроизведения, перепишите трек или песню, остановите программу (Stop), сохраните созданный файл. Для удобства дальнейшей работы создайте отдельную папку для файла(ов), допустим: С:\Sound\My Archives\ Песняры\01_Беловежская Пуща, 02_Вологда и т.д. Следующая папка: С:\Sound\My Archives\Rammstein… С:\Sound\My Archives\Телепрограммы…

   Виниловые диски удобнее переписывать целиком каждую сторону в единый *.wav-файл. При винчестерах большого объема для быстроты переноса аудио информации в компьютер, 90 и даже 120 минутные кассеты можно также целиком записывать в единый файл. Профессиональные аудио редакторы позволяют установить время записи (Record Leight), поэтому можно включить на запись большую по объему кассету в режиме магнитофона Single AutoRevers (воспроизведение кассеты с обеих сторон один раз), а в редакторе проставить количество минут звучания кассеты + 2-4 мин. для ракордов. Помните, что *.wav-файлы наиболее удобны для мастеринга, но довольно объемны. При установках в режим 16 bit -44.1kHz каждая минута записи обойдется примерно в 10-12Mb дискового пространства. Песня в 4 минуты займет 40-45 Mb. Общий объем одного *.wav-файла, сделанного при перезаписи 90-минутной аудиокассеты в среднем может быть около 1 Gb. При 32 bit – 44.1kHz 4-x минутное произведение будет занимать чуть более 80 Mb, а 90-минутная запись – в районе 2 Gb. Впоследствии произведения можно сохранять по отдельности в любой удобный формат и редактировать. Всегда имейте резервную (первичную) копию всей записи вплоть до окончания работы с треком.

Разделение по произведениям в Cool Edit Pro. Выделите границы произведения, используйте функцию Save Selection (сохранить выбранное), сохраните в нужном формате (*.wav, *.mp3, ect.); удалите этот отрезок (Delete), повторите операцию для следующей песни. Будьте внимательны в определении границ, пользуйтесь опцией Zoom (по умолчанию это колесико мыши). Для точной расстановки границ отрезка используйте при нажатом Shift клавиши Left и Right Arrow (не в Numerics Pad). Можно расставить маркеры (F8) для удобства поиска.

В Steinberg WaveLab выделенный отрезок сохраняется следующим образом. File> Save special(wave)> Save a Copy… Далее удаляете отрезок – Delete – выделяете новый.

В Sonic Foundry Sound Forge 6.0х потребуется активизировать (выделить) отрезок от конца нужной песни до окончания всего файла, сохранить выделенное путем: Edit> Cut (Ctrl+X). Сохранить песню: File> Save As, закрыть окно (Ctrl+W). Далее: Edit> Paste Special> Paste to New (Ctrl+E). Оставшаяся часть файла появится в новом окне. Границы песни максимально точно Вам поможет выставить Shift+Right или Left Arrow. Всегда имейте резервную копию основного *.wav-файла во избежание ошибок при подобном сохранении до самого окончания работы.

В Sonic Foundry Vegas Video 4.0х или ACID Pro 4.0 сохранение производится путем: File> Render As…> Microsoft Wave и ставится флажок в графе: Render Loop Region Only, где значение Loop будет равно выбранному Вами отрезку. В этих редакторах для точной расстановки границ отрезка также используйте Left и Right Arrow (не в Numerics Pad и без удерживания Shift).

После того, как необходимые треки созданы, можно приступить к очистке от шумов. Старайтесь не работать с большими файлами в системах и редакторах для подавления шумов. Если Вы переписывали весь диск или кассету целиком в один файл, всегда разделяйте его на отдельные произведения. При работах по восстановлению старых записей, на разных участках песни может быть различное количество помех. И если Вы не ставите себе в задачу профессиональную (мелкими регионами) обработку файлов, а предполагаете быстрое общее избавление от шумов, учитывайте следующее. Запускаемый Вами эффект, вначале всегда сканирует файл на уровень помех (Capture noiseprint, или Get Noise Floor) и выбирает средние значения, чем меньше выбранный регион, тем выше степень очистки и меньше искажение исходного файла (рис01). Легкие искажения звука почти всегда могут присутствовать в поверхностных шумовых редакциях, особенно в начале и конце произведения. Избавиться от этого можно только в пошаговой редакции, это не так сложно, просто займет чуть больше времени. Есть и другой интересный выход, правда не всегда пригодный для очень поврежденных и старых записей. Прописывайте в начале и конце каждого произведения по 2 секунды тишины (Silence), создание Silence предусмотрено практически в любом профессиональном редакторе. Далее при использовании, допустим, Sonic Foundry Noise Reduction в любой, читающей DirectX plug-ins программе, Вы сможете выбрать презет (Preset – заводская установка эффекта или тембра в синтезаторах), значение: 250 ms auto-capture. При очень плохом качестве записи время авто-захвата можно уменьшить до 100-150 миллисекунд, иногда еще меньше. После необходимой редакции файлов, Silence можно удалить. Достигается это либо обычной активизацией выбранного региона и функцией Delete, либо, если нужен плавный вход по громкости – Fade In, плавное затихание - Fade Out.

Файлы с дописанными Silence хорошо обрабатывать в Steinberg Clean 4.0х. Крайне простая и удобная программа для работы с файлами среднего качества и не очень больших претензиях к звуку. При открытии программы создаете New Project под любым названием, загружаете посредством Import нужные файлы. Выделяя по отдельности каждый файл, в меню Restoration запускаете Auto Clean (рис02). Программа сканирует файл, указывая на степень и характер повреждений записи, автоматически подключая необходимые приборы обработки. Для более глубоких изменений присутствуют встроенный эквалайзер, mastering – секция, регулировка stereo-surround, приборы изменения тональности воспроизведения, максимайзер, Tube Sim (имитация усилителя мощности), ревербератор - эхо. Много других встроенных плагинов, возможность конвертации в mp3-файлы (требуется отдельно устанавливаемый Fraunhofer Mp3 Encoder). Полезна функция Normalize – выравнивание всех файлов под один заданный уровень громкости. Помощник по программе IntelliAssistant достаточно легко и доступно поможет разобраться в премудростях редактирования. Возможно создание CD-audio и Data-CD (для mp3-коллекций) при наличии, конечно, записывающего устройства в компьютере. Пожалуй, одна из лучших “бытовых” программ для достаточно серьезного мастеринга, при должном изучении и мастера звукозаписи смогут найти Steinberg Clean достойное применение.

В Cool Edit Pro – меню Effects> Noise Reduction> Click\Pop Eliminator содержит несколько презетов для удаления шумов. С помощью button`а “Auto Find All Levels(рис03) производится поиск уровней щелчков и потрескивания виниловых дисков. Hiss Reduction позволит убрать “шипение”, присущее пленочным записям, Noise Reduction – посторонние шумы. Sonic Foundry Noise Reduction при надобности тоже может быть здесь задействован в Effects> DirectX> Sonic Foundry. Steinberg WaveLab 4.0 предлагает свои plug-ins (рис04) для шумоподавления. В каждой программе есть свои плюсы и минусы. Имея несколько различных редакторов, Вы сможете варьировать эффектами удаления шумов и приборами обработки звука. Все зависит от Вашей фантазии и умения наиболее полноценно использовать тот или иной софт. Как правило, мастеринг включает в себя проработку и детализацию (улучшенную рельефность - Shaping) всех спектров звучания. Достигается это с помощью спектральных компрессоров, позволяющих усилить или приглушить нужный частотный диапазон. Подобные компрессоры могут быть как встроенными в программы, так и отдельными DirectX plug-ins. У фирмы Steinberg неплохой пакет Mastering Edition (Steinberg ME), а также plug-in Multiband Compressor с десятком шикарных презетов. Фирма Prosoniq предлагает подобный, правда, с несколько иной окраской звучания, пакет DynasoneMultiband Compression/Maximizer plug-in. Очень мощный пакет Native TC Works (TC Essenciale) или более старый, но не менее убойный по возможностям Waves C4 Multiband Parametric Processor DX, имеющие в своих арсеналах многополосные компрессоры, эквалайзеры, ревербераторы (искусственное эхо) и многое другое. Отдельная программа T-Racks 24, моделирующая звучание ламповых приборов, имеет громадное количество разнообразных презетов для любого вида мастеринга.

Учитывайте, что добавление к треку эффектов компрессора и эквалайзеров, резко усиливает громкость воспроизведения. Во избежание перегрузки, перед наложением эффектов следует уменьшать общую громкость обрабатываемого файла. В Sound Forge 6.0: Ctrl+A (выделить под обработку весь файл), в меню Process> Volume> Preset: [Sys] 6dB Cut (уменьшение громкости на 6 децибел). Если и после этого Play Meters (дисплей уровня громкости) отмечает Clip (перегрузку) при включении Preview (предварительное прослушивание с уже добавленным эффектом) компрессора, уменьшайте громкость до тех пор, пока на высшем пике звучания Play Meters не будет на уровне более 0 dB. Cool Edit Pro: меню Effects> Amplitude> Amplify, далееаналогично. WaveLab 4.0f: Ctrl+A; Process> Change gain> -6dB> Apply. Sonic Foundry ACID Pro 4.0 и Vegas Video 4.0: правой кнопкой мыши на редактируемый файл> Insert/Remove Envelope> Volume, на треке появится продольная линия, опуская которую вниз, Вы выставляете нужный уровень. Ориентируйтесь исключительно на показания мониторов уровня воспроизведения (Master Volume, Master Level), а не убирайте общую громкость внешних динамиков. Пусть во время обработки файл звучит тише, чем хотелось бы, но правильное добавление компрессии возможно только при этих условиях. В дальнейшем, после компрессирования (это самый простой способ принципиального улучшения готового произведения), воспользуйтесь функцией Normalize с указанием параметра – до 0 dB. Более качественный способ – использование лимитера (Limiter – ограничитель), дающего более полноценное сохранение всех частот звукового спектра при увеличении мощности трека. Normalize просто поднимает громкость до указанного уровня. Конечно, это всего лишь общие принципы ремастеринга, но они могут дать Вам представление о работе с готовыми файлами и улучшении качества их звучания.

По окончании работы по удалению шумов и добавления необходимых эффектов, все файлы, которые Вы решили записать на аудио CD, необходимо переконвертировать в стандартный формат: 44.100Hz – 16 bit, иначе программа записи CD уведомит Вас о невозможности операции. Любое software для записи CD дисков имеет раздел CD Digital Audio (CD-DA). Помещаете в нужном Вам порядке необходимые файлы песен, указав при этом в строке Properties для всех треков величину паузы между ними. Стандартная пауза равна 2 секундам, и в некоторых программах выставляется по умолчанию. Если Вам требуется непрерывное звучание (для клуба или дискотеки), снимите флажок в соответствующем разделе или проставьте значение 0 секунд. Дописать что-то впоследствии на этот диск Вы не сможете, т.к. в “незакрытом” виде его не смогут распознавать обычные (не компьютерные) CD- плееры и проигрыватели. Учитывайте это при составлении собственных дисков. В разделе Disk Properties and Recording Settings установите параметры Close Disc (“закрыть” диск) и Write Mode> Disc/Session at once. Старайтесь не заполнять диск “до упора”, нормальное заполняемое пространство – 650 Mb для диска, емкостью в 700 Mb. Для более хорошего качества записи, не ставьте скорость записи диска на максимум. Даже на 4-ой скорости, дающей великолепное качество без сбоев при проигрывании, запись будет длиться не более 20 минут. Профессиональные матрицы аудио CD для дальнейшего массового тиражирования прописывают на 2-ой и даже на 1-ой скорости для достижения наиболее глубокого и качественного прожига дорожек. Не пишите CD Digital Audio на RW (перезаписываемые)-диски, Вы не сможете их прослушать в бытовых системах, более того – рискуете испортить CD-проигрыватель.

Создание коллекции mp3-файлов. После завершения мастеринга при помощи Batch-конвертеров (о них я писал в предыдущей главе) или в единичном порядке все нужные Вам *.wav-файлы конвертируются в *.mp3. Вариантов настроек декодера несколько. Стандарт – 44.100Hz – 128Kbps, stereo - этот формат наиболее распространен в сети Интернет, поскольку дает максимальное качество при малом объеме файла (в среднем, *.mp3 меньше по размеру *.wav, из которой он изготовлен, приблизительно в 10 раз). Повышенное качество, используемое в основном на дисках – сборниках или дискографических обзорах, некоторых дисках – караоке – 44.100Hz – 192Kbps, stereo – степень сжатия = 7.4: 1, где-то в 7 раз меньше исходного *.wav-файла. Параметры, используемые в MPEG4 – фильмах (хорошего качества, разумеется): 48.000Hz – 192 Kbps. Практически без потери качества и каких-либо искажений архивируются *.mp3-файлы в элитный стандарт – 48.000Hz – 320Kbps, примерно в 5 раз меньших исходных *.wav. Использование стандарта Mp3 Pro позволяет урезать величину файла вполовину, сохранив при этом качество. Варьируемый битрейт (VBRVariable Bitrate) отличается от описанного выше постоянного (CBRConstant Bitrate), не вдаваясь в технические подробности, в полтора раза меньшим количеством занимаемого места. Однако, *.mp3 VBR-файлы сложны для использования, допустим, при озвучивании видеоряда в некоторых видео редакторах без дополнительных кодеков. Не все веб-сайты готовы принять у Вас для размещения *.mp3 с VBR. Для записи, архивации и прослушивания музыки на данном этапе развития mp3-технологий практически нет большой качественной разницы между файлами постоянного и варьируемого битрейта.

Существует множество программ для прослушивания и создания mp3 – библиотек. Что лучше, что хуже – решать Вам. Хотелось бы обратить внимание на одну из последних разработок от Steinberg Media Technologies AG – «myMP3 Pro – 4.0» (рис05). Пожалуй, это одна из самых “навороченных” программ такого класса. Идеальное качество звука. Производит и сохраняет запись от внешних источников, интернет-радио в реальном времени и веб-страниц, содержащих звуковые файлы. Копирует аудио-CD треки. Работает с большинством распространенных аудио форматов, поддерживает массовую, очень качественную и столь же быструю конвертацию в *.mp3, *.aiff, *.wav, *.wma, *.OggVorbis. Возможно не очень сложное корректирование файлов в окне волнового редактора, добавление эквалайзера и любых VST-plug-ins, находящихся в Вашей системе (от WaveLab, Сubase и т.д.), crossfade – плавный переход от конца одного произведения к началу другого – известный прием DJ`s. Все изменения и настройки эффектов можно сохранить в новом файле или плэйлисте. Playlist, кстати, сохраняется в обычном *.m3u-формате и может быть воспроизведен в других программах (WinAmp или BPM Studio Home , например). Удобная навигация позволяет быстро сориентироваться в программе и освоить ее за довольно короткое время. Созданную Вами коллекцию можно сохранить на CD, как в виде Digital Audio, так и в виде Data-CD с mp3 - архивом.

Свои mp3-файлы Вы можете также записать на CD в любой программе для создания дисков. Архивируются они в разделе Data-CD> CD-ROM/Joliet (ISO). Удобно создать на диске несколько папок для удобства дальнейшего поиска и прослушивания. Скорость записи (прожига) – по умолчанию (Default), диск “закрывать” необязательно, файлы можно дописывать позднее. В разделе Disk Properties and Recording Settings установите параметры Create multisession CD и Write Mode> Track at once. Используются как CD-R, так и CD-RW диски. При многократной переписи или частой замене файлов на CD-RW, прежде всего не забудьте, что эти операции не бесконечны. Не рискуйте излишне, дописывая впритык “последний” файл на с десяток раз перезаписанный и сто раз прослушанный CD. Скопируйте весь диск в компьютер, добавьте нужное, удалите лишнее и создайте новый CD. Если Вы часто желаете слушать свои mp3-архивы, и при этом не очень обременены недостатком свободного места на винчестере, проигрывайте файлы непосредственно с хард-диска. Да и CD-диск целее будет.

Если у Вас вообще отсутствует CD-writer, и не очень много места на винчестере – есть еще один выход. С помощью многочисленных программ поиска: Google, Rambler, MSN, Yandex и т.п., поищите бесплатные Интернет-сайты, предоставляющие дополнительно от 100 до 500Mb свободного дискового пространства. Ну и наипростейшее решение – вернуть обновленные записи на аудио кассеты. Маркировка кассет предпочтительнее Chrome, Chrome Plus, можно Metal, если магнитофонных головок не жалко. Многие музыканты используют мини-диск рекордеры для подобных целей. При верной настройке входного и выходного (в данном случае – компьютерного Line-out или выхода на мониторы/стереонаушники) сигналов, даже аналоговая перезапись дает качество, приближенное к звучанию Audio-CD. Подключение простое: к AUX или Line-in (иногда – Record-in) на магнитофоне. Более дорогие звуковые карты имеют цифровой выход (Digital Out) и превосходно коммутируются с мини-диск рекордером. Загрузите нужные файлы в любой компьютерный mp3-проигрыватель, установите флажки “Выкл” в регуляторе громкости Windows на всех фейдерах кроме Play Control и Wave/Direct Sound во избежание дополнительных помех. Поставьте магнитофон/мини-диск рекордер в режим записи, начните запись, запустите воспроизведение на компьютере, отключив предварительно функции Random (или Shuffle) и Repeat (или Loop Mode). Уровень записи на магнитофоне не должен превышать 0dB, уровень воспроизведения на компьютере – 80-90% от максимальной. Не рекомендуется использование “навесных” плагинов, в том числе EAX. Все, что надо, Вы уже сделали в процессе мастеринга. Поэтому старайтесь проводить процесс мастеринга с максимальным вниманием и тщательностью. Кардинально и без искажений теперь сможет изменить что-либо только эквалайзер магнитофона или Вашей стерео системы. Хотя, возможны варианты и непредсказуемые парадоксы…



Hosted by uCoz