Споры о том, может ли компьютер быть полноценной звукозаписывающей студией разряда post-production – бесконечны. Как и бессмысленны. Все правы, потому что каждый выбирает собственные приемы работы и варианты программного и hardware обеспечения. Главная характеристика любой записи – качество, совместимое с профессиональными стандартами, и какими способами оно достигнуто, в принципе, не так уж и важно. Интересует итог. Вариантов сочетаний оборудования бесконечное множество, и каждый отталкивается от множества параметров: прежде всего - финансовое обеспечение, потом личные предпочтения, уровень знаний и ясное представление о конечной цели производства. В профессиональной музыке существует понятие демонстрационная, или демо–запись, т.е. звукозапись, предназначенная для презентации кому-либо, допустим, певцу или продюсеру для дальнейшей разработки материала, начальной стадии аранжировки или просто наиболее полноценной демонстрации идеи. Для всех без исключения музыкантов, демо–запись является одним из наиболее важных шагов к дальнейшему продвижению материала. Это - "визитная карточка". Она должна максимально доступно и выгодно представить ценность идеи, качество записи, мастерство автора и музыканта. Есть варианты "музыки для себя", когда единственный критерий качества – собственное мнение. Тогда не так уж важно, как и на чем сделана запись, главное – нравится ли она друзьям - приятелям и доставляет ли удовольствие создателю. Третий вариант – действительно профессиональный аудио трек, созданный с учетом использования всех возможных параметров мировых стандартов. Это не издевательство: любого ранга звукорежиссеры и музыканты пытаются воплотить в своих проектах все лучшие наработки, что когда-либо слышали, если могут, конечно. И если первые два случая не будут несчастными даже при полной невменяемости, то в третьем под угрозу ставятся имена и профессиональная пригодность звукорежиссера, аранжировщика, музыкантов и продюсера, их дальнейшая карьера и музыкальная судьба. Рисковать такими вещами нельзя, разве что в надежде на гениальность решения или установление новых стандартов ультра-модернизма.

Современные профессиональные студии звукозаписи могут иметь в своем арсенале несколько компьютеров для выполнения самых разнообразных задач. Но даже при наличии дорогостоящих звуковых плат, от $700-900, одними компьютерами полноценного звука не добиться. Прежде всего, требуются настоящие - "железные" - микрофонные усилители предварительного сигнала (Pre-Amplifier или Tube Amplifier), вокальные компрессоры, делающие звук более гибким и насыщенным еще в период записи (не конечного микширования). Некоторые звукорежиссеры используют отдельные, скомутированные с компьютером микшерские пульты, дающие определенные удобства при работе. Приборы обработки звука (ревербератор, цифровая задержка - digital delay, chorus, эквалайзер, компрессор) могут позволить при наличии хорошей звуковой платы обойтись без дополнительных рэков. Rack 1U - стандартный размер прибора обработки или тон-генератора, racks – стойка, панель из нескольких приборов. Но при окончательном сведении и мастеринге практически всегда используются какие-то отдельные эффект-процессоры: Finalizer, Limiter, Crossover, Multi-band компрессор, DSP-обработка – у каждой студии свои секреты и приемы работы.

Все больше используются аналоговые приборы обработки и внешние синтезаторы, имеющие много плюсов по сравнению с их цифровыми и транзисторными модификациями. Компьютеры, рабочая база которых построена на микропроцессорах и чипсетах, не могут пока полноценно заменять подобные машины, не говоря уже о вновь появляющихся ламповых агрегатах. Попыток воссоздать в компьютере аналоговый звук было и есть весьма много – пока что настоящее "железоораздо плотнее по звуку, хотя существует много способов имитации путем простой подгонки аранжировки под определенный стандарт звучания. Что же касается ламповых приборов – достаточно сравнить звучание одного из мощных mastering analog software от IK Multimedia T-Racks v2.04 с поддержкой 24-битного звука, включающее в себя эквалайзер, лимитер и компрессор с подобным натуральным рэком. Сразу становится очевидным глобальный перевес не в пользу T-Racks даже при столь могучих аудио платах, как Emagic Audiowerk 8 или YAMAHA DSP 2416, каждая стоимостью с весьма приличный мультимедийный компьютер с монитором.

Аналоговые синтезаторы весьма широко используются в современных аранжировках. С целью сравнения качества и плотности звучания подобный эксперимент можно провести для популярных программных VSTi-синтезаторов Waldorf PPG Wave немецкой фирмы Native Instruments и CS-80V от Arturia. Сравним их c аналоговыми синтезаторами класса GroovesynthRoland JX-308 и с Analog Modeling Synthesizer Roland JP-8000. При наличии хорошей аудио платы, качество алгоритма звука виртуальных синтезаторов не уступает их "настоящим" собратьям. Но для достижения глубокого, плотного и объемного звучания, присущего исключительно аналоговым синтезаторам, даже мощных звуковых карт недостаточно. Потребуются дополнительные эффект-процессоры, обычно это мульти-максимайзеры (L2 Maximizer или L3 Multimaximizer от американской Waves Audio, Ltd.) или приборы со схожими характеристиками.

Кстати, DSP процессоры, говоря проще – оцифровщики звукового сигнала, у профессиональных 32-х битных звуковых карт, имеют разрядность на порядок выше (36-64bit) для большого запаса по динамике. Этим и достигается качественная обработка сигнала. Подчеркну также, что упомянутые выше модели от Roland Corp. – это синтезаторы среднего класса. Профессиональные рэковые модули от E-mu - Mo`Phatt, Planet Phatt, Planet Earth, в которых вообще отсутствуют блоки эффектов, или синтезаторы от Kurzweil К2000, К2500 имеют еще более глубокий и крайне плотный звук. Компьютер отдыхает.

В последнее время студии разделены как бы на два основных лагеря: одни – в основном, студии для создания электронной музыки - перешли почти на стопроцентную компьютерную основу. Да, это удобно по многим причинам. Прежде всего потому, что аранжировщики (а их при создании диска или проекта может быть несколько человек, каждый из которых отвечает за определенную секцию: допустим, клавишные или ритм-секцию) редко работают в студии, чаще - "на дому". Поэтому им гораздо проще принести в студию на сведение CD или DVD(UDF/ISO)-диски с MIDI-информацией, нужными *.wav-файлами и настройками банков программных синтезаторов, чем везти с собой несколько синтезаторов, тон-генераторов и drum-machine. Plug-ins, как и прочее программное обеспечение, и в студии, и дома одинаковые, совместимость идеальная. В стадии работы над произведением, MIDI-файлы или Project Templates, занимающие от сотни килобайт до 5-10 Mb, для корректировки могут пересылаться по e-mail, выделенным ftp-серверам. Иногда несколько аранжировщиков используют коммуникации Hyper Terminal.

Другие студии продолжают работать на "железе", предпочитая использовать специальное, не компьютерное оборудование, синтезаторы, цифровые магнитофоны с хард-дисками. Это могут быть студии  для записи "живого" звука, но также и для компьютерных аранжировок, предусматривающих использование натуральных инструментов или электрогитар. Микширование и мастеринг фонограмм производится с помощью многодорожечных цифровых магнитофонов, и в итоге сводятся на DAT (Digital Audio Tape) –Master или DAT-Recorder. В таких студиях на компьютерах воспроизводятся секвенсорные MIDI-аранжировки, плюс иногда компьютер выполняет роль коммутационной машины для синхронизации множества инструментов и приборов. Есть и третья категория студий, объединяющая достижения и технологии первых двух.

Общее представление о работе профессиональных студий поможет Вам более полно оценить масштабы и сроки создания произведений. В домашней студии ассортиментный минимум для начинающих – компьютер, звуковые колонки или стереонаушники, при желании запеть – микрофон. В некоторых случаях даже MIDI-клавиатура не потребуется. Вот и начнем с рассмотрения таких простейших случаев.

В 1998-1999 годах на рынке музыкального оборудования появилась серия программ eJay, разработанных PXD Software GmbH. Названия программ соответствовали стилям современной музыки, для создания которой и были предназначены: eJay Techno, eJay Rave, eJay Dance, Rap и Hip Hop. Впоследствии они были модернизированы, добавились новые возможности редактирования, увеличено число рабочих треков и количество используемых сэмплов. На сегодняшний день каждая имеет по 2-4 версии. Общая характеристика такова: 12-16 моно дорожек для работы, включая один отдельный drum-трек и трек для записи внешнего источника (микрофона, гитары, клавишных и т.п.). У последнего выпуска eJay Dance 4 уже 32 стерео дорожки и возможность записи с внешнего источника для всех треков, исключая трек ударных. От трех до пяти тысяч высококачественных сэмплов, созданных специально в студиях для программ eJay профессиональными вокалистами и музыкантами. Сэмплы организованы по секциям в виде разноцветных кубиков. Большие наборы вокальных и рэп заготовок, интересные шумовые эффекты, партии секвенсеров, клавишных, bass-lines, live guitars с довольно глубокой возможностью редактирования, удобный и простой интерфейс. Просто перетаскивая нужную партию инструмента на окно редактирования, Вы получаете возможность создавать профессиональные по звучанию композиции, даже если абсолютно не знакомы с музыкальной грамотой и вообще ни на чем не умеете играть. Готовое произведение экспортируется в *.wav –формат и при надобности редактируется в иных программах. Можно создавать собственные наборы ударных, придумывать барабанные “петли” (loops). Встроенные ритм-компьютерыDrum Generator” (или “Groove Generator” в eJay Hip Hop 2 ) с блоками для наборов (Perfomance) нужных сетов “Drum Matrix” поставляются более чем с 500 звуками ударных и массой эффектов, для придания неповторимости звучания композиции. В eJay Techno встроен Bass-line синтезатор с несколькими сотнями презетов. В eJay Hip Hop 2 интересный Scratch Generator, позволяющий придумывать различные эффекты, аналогичные искажениям, созданным на виниловых дисках. Записав свой голос через микрофон, можно разнообразить его различными фильтрами, добавить эхо, delay, эффект роботизации. Требования к компьютеру по теперешним меркам минимальные: Pentium II, 300 mHz, 64 MB RAM , 4-x Speed CD-ROM drive , 170 MB свободного места на винчестере, 256 цветов и 16-битная звуковая карта, поддерживающая Direct Sound. В дополнение выпущены звуковые библиотеки на 16 CDeJay Sound Collection. Каждый из дисков содержит по 7.500 уникальных сэмплов в формате *.wav -16bit/44kHz и совместимых не только с любой из программ eJay, но и с другими software для работы с *.wav. В этих библиотеках собраны Hi-Quality Sounds и Loops для множества стилей: Reggae, Trip Hop, Hip Hop, Ambient, Drum&Bass, Big Beat, House, Grunge и многих других. Для удобства прослушивания и конвертации в *.pxd-файлы, используемые наряду с *.wav-файлами в программах eJay, прилагается Soundbrowser. Можно изменить темп Loops, поскольку каждая из программ имеет собственный базовый темп: Hip Hop – 90 bpm (beats per minutes), Dance – 140 bpm и т.п. Возможно обновление звуковых библиотек через Интернет, подключаясь к серверу eJay.

Программы  семейства eJay крайне просты в использовании и позволяют даже новичку создать вполне приемлемый трек, включая вокальные партии. Подробно приемы работы с программами описаны в Help-файлах, прилагаемых к дискам.

В 2000-2001 годах были выпущены профессиональные пакеты микширования аудио и MIDI dataeJay Studio, для тех, кто желает использовать eJay более серьезным образом. Интерфейс и порядок работы студии очень схож с Cubase VST 24 v.3.75, хотя имеет достаточно ограниченное число функций. Поддержка 24-х треков аудио и 64-х треков MIDI позволяет использовать сэмплы любой программы eJay, но только в *.wav-формате, совместно с внешним или программным синтезатором, записывать звуки от внешнего источника, добавлять DirectX и VST – эффекты. Есть встроенный эквалайзер и автоматизированный микшер для аудио треков, запоминающий и воспроизводящий все операции на треках (громкость, панорама) во время проигрывания. При наличии опыта работы с eJay и Cubase VST – программами, можно добиться весьма неплохого конечного результата. Неудобство в работе с eJay Studio заключается прежде всего в подгонке нужных сэмплов под один темп, базовый темп 2.500 сэмплов Studio – 160 bpm. Имея Soundbrowser, можно задать сэмплу нужный темп, не меняя его высоты звучания (stretch). В целом eJay Studio довольно интересная программа, даже Movie-файлы воспроизводит, что удобно для озвучивания своих видеоклипов.

Многие не считают eJay полноценной программой – игрушка, дескать. А зря. Взять, к примеру, eJay Techno4 (2004г.). Нахваливать не буду – не рекламный ролик, но могу отметить следующее: звук пишет с внешнего источника – будьте-нате, не хуже Sound Forge, обработка – Hi-Fi class: что компрессор, что эквалайзер, что ревербератор. Ради интереса взяли немастеринговый трек, импортировали в eJay и просто пропустили через мастер-блок эффектов. Итог: грамотный мастеринг без проблем (я не беру здесь профессиональную работу над песней, большинству это и не нужно). И это не только мои впечатления, и, уж будьте уверены, что практически любой софт или плагины у нас в изобилии – студия звукозаписи как-никак! Далее – drums. Не Stylus RMX, ясное дело, но почти Battery v.1, только с уже загруженными звуками, очень неплохими и крайне разнообразными. Мало? Подгрузил свои. Спокойно тянет свои 48 стерео треков, а это немало, имеет блок для создания SFX (саунд-эффектов). Bass line рисуй какой хочешь, квантует до 1/32. Имеет занимательную мульку для прочтения введенного вами текста мужским или женским голосами с разными обработками. Есть даже CD-grabbing и 3D video раздел для создания и дальнейшего просмотра ультра-модерновых видеоклипов в духе space trucking. И еще не виснет. Неудобна лишь привязка к мастер-темпу в 140 bpm, что, впрочем, тоже решаемо с Prosoniq Time Factory (www.prosoniq.com). И все это сводится в *.wav или *.mp3 с весьма приличным качеством. Так-то! Для озвучивания любительского кино лучше программы просто не придумать, и ребенок трек создаст. Не спорю – профи работу на eJay не выполнить, разве что для танцпола микс в одном темпе, и ограниченность в loops дает о себе знать, но просто для себя из материала производителя кое-что сделать можно.

 

Home Page



Hosted by uCoz